Новости

14 мая 2019
Вступили в силу правила проектирования зданий, возводимых с помощью несъемной опалубки

Вступил в силу новый свод правил СП 414.1325800.2018 «Несъемная опалубка. Правила проектирования». В документе прописаны требования к проектированию монолитных и сборномонолитных зданий и сооружений, возводимых с помощью несъемной опалубки.

Нормы свода правил распространяются на объемно-щитовую опалубку, изготовляемую из цементно-стружечных плит, и несъемную опалубку, монтируемую из высокопустотных бетонных блоков.

Документ содержит основные требования к конструкциям и материалам для несъемной опалубки, а также к ее конструктивным и расчетным параметрам.

Кроме того, свод правил устанавливает нормы в части проектирования и конструирования стен, монтируемых из блоков опалубки, а также на прочностные и деформационные характеристики опалубки при транспортно- такелажных, монтажных операциях и при укладке бетона.

Свод правил разработан авторским коллективом АО «НИЦ «Строительство» – НИИЖБ им. А.А. Гвоздева. Документ прошел экспертизу технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство».

6 мая 2019
«ТАСС»: Минстрой: поддержка ипотеки станет основным механизмом стимулирования спроса на жилье

Поддержка ипотеки может стать основным механизмом стимулирования спроса на новостройки, сообщил во вторник министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев на совещании с представителями банков и застройщиков Астрахани.

Ранее были опубликованы поручения премьер-министра Дмитрия Медведева Минстрою России совместно с Минфином, единым институтом развития в жилищной сфере ДОМ.РФ и президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, который возглавляет рабочую группу Госсовета по строительству, разработать меры по увеличению спроса на строящееся жилье, в том числе за счет снижения ипотечных ставок, в частности с помощью субсидирования. Предложения необходимо представить в правительство до 27 мая.

"Спрос мы простимулируем либо субсидированием процентной ставки [по ипотеке], либо увеличением государственного финансирования на субсидирование госпрограмм для отдельных категорий граждан. Это тоже все несколько стимулирует спрос. Но главное - поддержать ипотеку", - сказал Якушев.

Он напомнил, что в 2018 году в России был достигнут исторический минимум ставок по ипотеке и рекордный объем выдачи в денежном выражении. По словам министра, в настоящее время объем продолжает расти, несмотря на повышение процента по ипотеке, последовавшего за увеличением ключевой ставки ЦБ.

"Объемы выданных кредитов и в количестве, и в денежном выражении, растут. Поэтому позиция правительства РФ в том, что в настоящее время включать какие-то механизмы (субсидирования ставки - прим. ТАСС) нецелесообразно, хотя сейчас четыре месяца прошло с начала года, мы видим, что рост идет не так активно. И, конечно, когда мы увидим, что ипотека начинает отставать, мы к этому вопросу вернемся", - сказал Якушев.

Министр добавил, что технически запуск субсидирования - отработанный механизм. "Правительство к этому готово, механизмы отработаны, отдельные программы по субсидированию работают, в техническом плане это будет несложно, главное уловить момент. Мы в режиме ожидания, как только мы начнем такие сигналы фиксировать, мы запустим этот механизм", - резюмировал министр.

ИПОТЕКА В НАЦПРОЕКТЕ

Федеральный проект "Ипотека" входит в состав национального проекта "Жилье и городская среда", его реализация рассчитана до конца 2024 года. Одним из ключевых показателей является достижение значений средней ставки по ипотеке на уровне 7,9% годовых, при этом число выдаваемых кредитов на покупку жилья на первичном рынке в 2024 году должно составить 1,13 млн. В рамках этого проекта планируется развивать рынок ипотечных ценных бумаг, перевести жилищное кредитование в электронный вид, а также развивать новую систему финансирования жилищного строительства. Финансирования этот федеральный проект не предусматривает.

Реализация национального проекта "Жилье и городская среда" рассчитана до 2024 года. Нацпроект состоит из четырех федеральных проектов - "Ипотека", "Жилье", "Формирование комфортной городской среды" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". Общий объем финансирования мероприятий из всех источников, включая внебюджетные, превышает 1 трлн рублей. Основной целевой показатель нацпроекта - обеспечение ежегодного ввода в эксплуатацию 120 млн кв. м жилья и улучшение жилищных условий 5 млн семей ежегодно.

26 апреля 2019
При реализации проекта «Чистая вода» будут использоваться российские технологии

Минстрой России формирует Справочник технологий водоподготовки и очистки воды, которые будут рекомендованы к использованию при реализации федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология». Перспективы включения в Справочник российских технологий обсудили в министерстве на совещании с отечественными производителями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

В работе совещания приняли участие более ста представителей производителей материалов и технологий, проектных организаций, предприятий водоснабжения и водоотведения, а также военно-промышленного комплекса. На проект «Чистая вода» до 2024 года запланировано финансирование в размере 245 млрд рублей, и эти средства должны быть использованы максимально эффективно. Для этого к реализации федерального проекта планируется привлечь крупных российских производителей и поставщиков материалов и технологий, которые имеют достаточный опыт и готовы обеспечить высокое качество своей продукции.

Справочник будет подготовлен до 1 августа. При его разработке участники межведомственной рабочей группы, в которую входят специалисты Минстроя России и профильных ассоциаций и предприятий, также будут опираться на результаты инвентаризации объектов водоснабжения и водоотведения.

Инвентаризация завершается мая и позволит определить регионам приоритетные объекты питьевого водоснабжения для реализации мероприятий по строительству, реконструкции или модернизации.

Напомним, благодаря федеральному проекту «Чистая вода» к 2024 году доля населения страны обеспеченного качественней питьевой водой из систем централизованного водоснабжения должна увеличиться с 87,5 % до 90,8%.

23 апреля 2019
Утверждены критерии завершения проектов жилищного строительства по старым правилам

Подписано постановление Правительства РФ, утверждающее критерии для проектов, которые будет возможно достроить по старой схеме привлечения денежных средств. Соответствующий документ размещен 22 апреля на сайте правительства.

Критерии включают в себя степень готовности проекта и количество заключенных договоров долевого участия, а также методику определения соответствия критериям. Утвержденная минимальная степень готовности проекта 30%, а количество заключённых ДДУ не менее 10%.

Отдельный показатель готовности установлен для проектов комплексного освоения территорий, он должен быть не менее 15%. Такой же показатель в 15% готовности применяется, если у застройщика в рамках градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) есть обязательства по строительству объектов социальной инфраструктуры перед муниципальной властью или властью субъекта, и 6% готовности для проектов, которые ранее были признаны проблемными, но в настоящее время достраиваются благонадежным застройщиком.

Документом предусмотрена возможность для регионов самостоятельно определять критерии застройщиков по соглашению с правительством , при этом такое соглашение может быть заключено при наличии закона или иного нормативного правового акта, устанавливающего обязательство субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий по завершению строительства проектов.

«Критерии разрабатывались совместно с субъектами Российской Федерации и застройщиками страны. Документ очень сложный по своему наполнению - мы провели огромное количество совещаний и встреч, чтобы постараться учесть мнение и разработать коэффициенты, максимально удобные для всех. Считаю, что разработанные критерии оптимальны для игроков рынка жилой недвижимости и указанные проценты готовности могут гарантировать завершения строительства в срок», - отметил Владимир Якушев.

Еще один отдельный критерий был разработан для системообразующих застройщиков. Девелопер может быть включен в перечень системообразующих организаций России решением правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции при соответствии ряда условий, подготовленных Минстроем России.

Общая площадь строящихся многоквартирных домов согласно выданным разрешениям на строительство должна составлять не менее 4 млн кв. м., а возводиться жилье нужно в не менее чем четырех субъектах. Строительным компаниям, подпадающим под эти критерии, будет предоставлено право достроить свои проекты по старым правилам, однако их готовность должна составлять не менее 6%.

Напомним, с 1 июля 2019 года российские застройщики будут обязаны перейти на проектное финансирование жилищного строительства и использование механизма счетов эскроу, за исключением тех проектов, которые будут соответствовать указанным критериям.

По словам замглавы Минстроя России Никиты Стасишина, в ближайшее время ведомство планирует выпустить форму заявления застройщиков о степени готовности проектов. Для подтверждения строительной готовности есть два варианта. «Либо регион в течение месяца примет нормативный документ и наделит тот или иной орган исполнительной власти правом подтверждать строительную готовность. Если нет, то это будут делать кадастровые инженеры», - прокомментировал замминистра.

17 апреля 2019
Разработаны рекомендации по взаимодействию уполномоченных банков и застройщиков при переходе на проектное финансирование

Минстрой России, совместно с ЦБ РФ и ДОМ.РФ разработали рекомендации в целях определения оптимальных процедур взаимодействия уполномоченных банков и застройщиков при переходе на проектное финансирование объектов долевого жилищного строительства с использованием счетов эскроу. Об этом заявил глава Минстроя России Владимир Якушев во время выступления на конференции Сбербанка, посвященной переходу на проектное финансирование 15 апреля в Самаре. Документ размещен на сайте Минстроя России.

Рекомендации будут направлены в субъекты Российской Федерации для распространения среди застройщиков, реализующих проекты долевого строительства с использованием счетов эскроу, финансируемых за счет банковских кредитов, и уполномоченных банков, осуществляющих кредитование застройщиков. «Мы разработали документ для формирования оптимальных процедур взаимодействия банков и застройщиков при переходе на проектное финансирование. Важно, чтобы все участники процесса находились в одной парадигме при переходе на новые правила осуществления строительства и понимали, как работать друг с другом. Это поможет нам сделать процедуру общения банка и застройщика более прозрачной и понятной», - отметил Владимир Якушев.

Среди информации для застройщиков указан необходимый перечень документов, которые необходимо представлять в целях получения кредита, также рекомендуется обеспечить наличие подразделений или специалистов, обладающих компетенциями и опытом в области взаимодействия с банками по вопросам проектного финансирования. Кроме того, рекомендуется учитывать подготовленные ДОМ.РФ стандарты качества деятельности, характеристики и требования к застройщикам в целях кредитования строительства многоквартирных домов, и обеспечить своевременное и корректное размещение информации в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).

В целях обеспечения информационной поддержки застройщиков банкам предлагается обеспечить доступность информации, которая необходима для подготовки и представления застройщиками заявок, в том числе рассмотреть возможность размещения указанной информации в отдельном разделе на сайте банка. При определении перечня документов, предоставляемых застройщиками для получения кредита, рекомендуется исходить из обоснованности состава запрашиваемых документов, и исключить запрос документов и информации, не относящихся к оценке проекта строительства, использовать информацию, содержащуюся в ЕИСЖС.

С учетом необходимости своевременного обеспечения строительства объекта финансированием рекомендуется организовать процесс рассмотрения заявок таким образом, чтобы обеспечить рассмотрение и принятие решений о предоставлении кредита либо отказе в предоставлении кредита в оптимальные сроки. Ориентировочный срок - 45 рабочих дней с учетом всестороннего рассмотрения представленных документов в соответствии с внутренними документами банка.

В целях организации оптимальной процедуры взаимодействия с застройщиками банкам рекомендуется по возможности оперативно разработать внутренние документы, регламентирующие вопросы организации и осуществления кредитования застройщиков, а также разработать систему дистанционного взаимодействия с застройщиками. Рекомендуется организовать контроль за рассмотрением заявок застройщиков в целях возможной оптимизации процессов и сроков их рассмотрения, принятия решений и исключения необоснованного затягивания сроков рассмотрения заявок и принятия субъективных решений.

Владимир Якушев отметил, что пока участникам рынка жилищного строительства предлагается работать, учитывая данные рекомендации. «В дальнейшем, если мы поймем, что рекомендациям необходимо придать нормативный характер, мы возьмем их за основу для внесения соответствующих изменений в действующее законодательство»,- заявил министр.

29 марта 2019
Утверждены требования к единой информационной системе жилищного строительства

Правительство Российской Федерации утвердило требования к единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС). Соответствующий документ размещен на официальном сайте. Постановлением разъясняется порядок размещения, хранения и обработки содержащейся в ЕИСЖС информации.

Установлен порядок взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти по государственному контролю в области долевого строительства, Фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства, банков и застройщиков при использовании ими информационных ресурсов ЕИСЖС.

Кроме того, постановлением указывается перечень информации, которую в обязательном порядке должны размещать в систему застройщики, соответствующие органы власти и уполномоченные банки, осуществляющие банковское сопровождение проектов застройщиков.

«Благодаря единой системе в строительстве многие процедуры выполняются более оперативно. Появилась возможность в кратчайшие сроки вносить в изменения в случае смены сведений о застройщике или об объекте долевого строительства, а также отправлять эти данные в уполномоченный орган субъекта и в Фонд. Ранее можно было подавать такие документы лишь в печатном виде. Повышается прозрачность отрасли. Вносимые данные помогают анализировать сведения о строящихся объектах и, что очень важно, вовремя отслеживать нарушения и возникновения потенциально проблемных объектов», - прокомментировал замглавы Минстроя России Никита Стасишин.

Единая информационная система жилищного строительства была создана в 2017 году. С начала 2018 года в неё загружаются сведения о застройщиках и объектах долевого строительства.

21 марта 2019
Определены первые 19 городов-пилотов проекта «Умный город»

Трехсторонние соглашения между Минстроем России, субъектами и городами о реализации проекта «Умный город» подписали 19 городов из 11 регионов страны. Об этом сообщил Владимир Якушев, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в ходе двухдневного международного форума «Умный город. Инструкция по применению», который состоялся в Калуге.

В число первых пилотов проекта вошли Калуга, Великий Новгород, Пермь, Рязань, Ставрополь, Ульяновск, Челябинск, Чебоксары и другие. Города-пилоты берут на себя обязательства не только досрочно выполнить стандарт «умного города», утвержденный Минстроем России, но и реализовать комплекс дополнительных мер в соответствии с дорожными картами, разработанными и утвержденными с участием независимых экспертов и специалистов министерства.

«Мы долго работали над стандартом, прежде чем утвердить этот документ, и в результате остановились на самых главных мероприятиях в области цифровизации городов, выполнение которых считаем необходимым для всех участников проекта. Стандарт позволит городам систематизировать процессы цифровизации, а «Банк решений умного города» - не тратить время на разработку уже существующих сервисов. При этом уже сейчас есть города-пилоты, готовые взять на себя дополнительные обязательства. Мы поддерживаем такие инициативы, но будем внимательно контролировать их реализацию», - подчеркнул Владимир Якушев.

Ведомственный проект «Умный город» стартовал в России в 2018 году в пилотном режиме, а начиная с 2019 года стал обязательным в рамках сразу двух нацпроектов – «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика» Конкретные эффекты, которых планируется достичь в результате реализации проекта:

1. Повышение эффективности управления городской инфраструктурой, снижение аварийности и уровня потерь на коммунальных сетях

2. Повышение эффективности сбора муниципальных налогов, увеличение объема начислений и сборов

3. Повышение эффективности городских транспортных систем, внедрение единого проездного на все виды общественного транспорта

4. Повышение удовлетворённости качеством жизни в городе

5. Снижение числа инцидентов нарушений общественной безопасности

6. Прогнозируемость и управляемость городской инфраструктуры – снижение числа ЧС

7. Обеспечение прозрачности и открытости данных городского хозяйства, актуальности, релевантности, анализируемости и управлении информации в разрезах городов, регионов

8. Снижение расходов муниципальных и региональных бюджетов на неэффективные разработки информационных систем.

13 марта 2019
Впервые оригинал стандарта ISO будет опубликован на русском языке

Новая редакция стандарта ISO (ИСО) 6707-1:2017 «Здания и сооружения. Словарь. Основные термины», запланированная к публикации в октябре 2020 года, - первый документ Международной организации по стандартизации, созданный в оригинале на русском языке наряду с английским. Документ выйдет с учетом корректировок, предложенных в ходе совещания в Британском Институте Стандартов в Лондоне с участием представителей подведомственного Минстрою России ФАУ «ФЦС» 7-8 марта.

Российские эксперты внесли на рассмотрение рабочей группы подкомитета 2 технического комитета ISO/ИСО ТК59 «Здания и сооружения предложения по корректировке ряда терминов действующего стандарта ISO/ИСО 6707-1:2017 «Здания и сооружения. Словарь. Основные термины».

На совещаниях, проходивших в Британском Институте Стандартов, российскими экспертами были предложены корректировки в действующую редакцию стандарта. По итогам обсуждений большая часть предложенных уточнений принята экспертами и рекомендована к включению в новую редакцию. Несмотря на то, что русский язык является официальным языком Международной организацией по стандартизации, данный стандарт станет первым документом в сфере строительства, опубликованным на русском языке.

Сегодня все стандарты разрабатываются и утверждаются на английском языке и затем переводятся, но, как показала практика, ряд терминов и определений не отвечает требованиям по гармонизации языков ISO/ИСО, теряя смысл и контекст при переводе на язык, отличный от английского. Поскольку данный стандарт в новой версии будет сразу опубликован на русском языке, в дальнейшем станет возможным разрабатывать, внедрять и инициировать стандарты ISO/ИСО в строительстве от имени РФ также сразу на русском языке.

Внедрение четкого терминологического аппарата в строительстве позволит осуществлять корректную интерпретацию других взаимосвязанных стандартов, например, в сфере информационного моделирования зданий, умных городов и других.